Обязательный аудит автономных учреждений

Обязательный аудит автономных учреждений

Обязательный аудит автономных учреждений

При проведении аудита за 2009 г.

руководители автономных учреждений должны знать, во-первых, какими документами регламентируется обязанность подтверждения финансовой отчетности аудиторским заключением, и во-вторых, каковы требования к аудиторской организации (индивидуальному аудитору) с точки зрения их соответствия поставленной задаче. Законодательные основы аудиторской деятельности заложены в Федеральном законе от 30.12.2008 N 307-ФЗ «Об аудиторской деятельности» (далее — Закон «Об аудиторской деятельности»). Законом «Об аудиторской деятельности» установлены критерии, по которым организации подлежат обязательному аудиту. Отметим сразу, что АУ отсутствуют в перечне организаций, подлежащих обязательному аудиту. Поэтому в отношении АУ для определения критерия обязательного аудита применимы два показателя:

1) предел по выручке;

2) предел по стоимости активов.

Примечание. Обязательный аудит — ежегодная обязательная аудиторская проверка финансовой отчетности.

Обязательный аудит проводится в случаях, если объем выручки от продажи продукции (выполнения работ, оказания услуг) организации за предшествовавший отчетному год превышает 50 млн руб.

или сумма активов бухгалтерского баланса по состоянию на конец года, предшествовавшего отчетному, превышает 20 млн руб. (п. 3 ч. 1 ст. 5 Закона «Об аудиторской деятельности»). В 2010 г., определяя обязательность аудита за 2009 г.

, сравнивают финансовые показатели АУ за 2008 г. с предельно установленными законом нормами.

Кроме вышеуказанных финансовых критериев Закон «Об аудиторской деятельности» в вопросах обязательного аудита отсылает руководителей к положениям других законодательных актов. В нашем случае нужно обратиться к Федеральному закону от 03.11.2006 N 174-ФЗ «Об автономных учреждениях», где есть упоминание об аудиторском заключении в следующих аспектах:

1) на АУ возложена обязанность обеспечения открытости и доступности ряда документов, в числе которых аудиторское заключение о достоверности годовой бухгалтерской отчетности автономного учреждения (ч. 13 ст. 2 Закона «Об автономных учреждениях»);

2) предусмотрено, что в компетенцию наблюдательного совета включены вопросы проведения аудита годовой бухгалтерской отчетности автономного учреждения и утверждения аудиторской организации (п. 12 ч. 1 ст. 11 Закона «Об автономных учреждениях»).

Примечание. Жесткое требование о проведении обязательного аудита АУ в законе отсутствует, вышеуказанные нормы можно трактовать так, что они действуют в случаях, когда АУ подпадает под обязательный аудит по критериям финансовых показателей.

И еще один законодательный акт по интересующему нас вопросу, распространяющий свое действие на АУ, — это Федеральный закон от 21.11.1996 N 129-ФЗ «О бухгалтерском учете», ст. 13 которого предусмотрен состав бухгалтерской отчетности.

Наряду с финансовой отчетностью для организаций, подлежащих обязательному аудиту, в состав годового отчета входит аудиторское заключение. Срок представления годовой отчетности — в течение 90 дней по окончании года, то есть для отчета за 2009 г.

последний день сдачи — 31 марта 2010 г.

В соответствии с Законом «Об аудиторской деятельности» с 1 января 2010 г. отменено лицензирование и введено обязательное членство аудиторов в саморегулируемых организациях. Это положение означает, что начиная с 2010 г.

аудиторская организация (индивидуальный аудитор), не вступившая ни в одну из саморегулируемых организаций, не вправе проводить обязательный аудит финансовой отчетности.

Государственный реестр саморегулируемых организаций аудиторов ведет Минфин, ознакомиться с реестром можно на официальном сайте Министерства.

В своей деятельности аудиторы обязаны руководствоваться Федеральными правилами (стандартами) аудиторской деятельности. Как правило, ключевые моменты этих стандартов включаются в условия договора на проведение обязательного аудита.

Заключение договора на проведение аудита

Решение о необходимости проведения аудита и об утверждении аудитора принимается наблюдательным советом АУ. Аудиторская организация или аудитор должны быть членами саморегулируемой организации.

Руководству АУ требуется подготовиться к этому решению: определить список потенциальных аудиторов, сумму договора, плановые сроки проверки. Если учредителем АУ выступает государственный орган, применяется ч. 4 ст.

5 Закона «Об аудиторской деятельности»: договор на проведение обязательного аудита бухгалтерской (финансовой) отчетности организации, в уставном (складочном) капитале которой доля государственной собственности составляет не менее 25%, заключается по итогам размещения заказа путем проведения торгов в форме открытого конкурса в порядке, предусмотренном Федеральным законом от 21 июля 2005 г. N 94-ФЗ «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд».

Аудит — независимая проверка бухгалтерской (финансовой) отчетности аудируемого лица в целях выражения мнения о достоверности такой отчетности.

Для обеспечения независимости требуется соблюдение ряда требований: запрещено совмещение должностей одним лицом в аудиторской организации и в проверяемом АУ; не должно быть родственных связей между руководящими сотрудниками аудиторской организации и АУ; к аудиту не может быть привлечено лицо, осуществляющее ведение или восстановление бухучета. То есть должны быть исключены отношения, потенциально опасные конфликтом интересов.

В соответствии с п. 2 ч. 2 ст.

14 Закона «Об аудиторской деятельности» при проведении аудита аудируемое лицо обязано не предпринимать каких бы то ни было действий, направленных на сужение круга вопросов, подлежащих выяснению при проведении аудита, а также на сокрытие (ограничение доступа) информации и документации, запрашиваемых аудиторской организацией, индивидуальным аудитором. Наличие в запрашиваемых аудитором документах сведений, содержащих коммерческую тайну, не может являться основанием для отказа в их представлении.

Проверяемая организация имеет право на возмещение убытков, если они причинены аудитором.

Раньше (до вступления в силу Закона «Об аудиторской деятельности») финансовое обеспечение возмещения убытков осуществлялось через механизм страхования ответственности при проведении обязательного аудита.

В настоящее время для этих целей саморегулируемыми организациями аудиторов за счет вклада их участников создаются компенсационные фонды.

Следует отметить, что согласно действующему законодательству в течение I квартала надо не только подготовить годовую бухгалтерскую отчетность, но и проаудировать ее. Это резко увеличивает нагрузку на аудиторов, которым буквально за месяц — два надо осилить практически годовой объем работы.

Организациям, не оформившим свои отношения с аудитором раньше, трудно успеть с представлением аудиторского заключения в установленный срок. Поэтому договор на аудиторскую проверку подписывается заранее. В этом случае в качестве первого этапа работ осуществляется проверка по итогам девяти месяцев аудируемого года.

В результате в I квартале времени на проверку затрачивается значительно меньше, что позволяет представить аудиторское заключение в срок.

Аудиторское заключение

Аудиторское заключение — официальный документ, предназначенный для пользователей бухгалтерской (финансовой) отчетности аудируемых лиц, содержащий выраженное в установленной форме мнение аудиторской организации, индивидуального аудитора о достоверности бухгалтерской (финансовой) отчетности аудируемого лица (ст. 6 Закона «Об аудиторской деятельности»).

Самым главным в аудиторском заключении является мнение аудитора о достоверности отчетности.

Аудитор может выразить следующие мнения о достоверности отчетности:

1) безоговорочное положительное мнение;

2) положительное мнение с указанием факторов, к которым следует привлечь внимание пользователей;

3) мнение с оговоркой: невозможно выразить безоговорочное положительное заключение, но влияние разногласий с руководством не настолько существенно и глубоко, чтобы выразить отрицательное мнение или отказаться от выражения мнения;

4) отказ от выражения мнения — ограничение объема аудита настолько существенно и глубоко, что аудитор не может получить достаточные доказательства и, следовательно, не в состоянии выразить мнение о достоверности финансовой (бухгалтерской) отчетности;

5) отрицательное мнение — влияние какого-либо разногласия с руководством настолько существенно для финансовой (бухгалтерской) отчетности, что аудитор приходит к выводу, что внесение оговорки в аудиторское заключение не является адекватным для того, чтобы раскрыть вводящий в заблуждение или неполный характер финансовой (бухгалтерской) отчетности.

Последние два случая носят ограниченный характер и связаны, как правило, с выполнением требований законодательства РФ, так как аудитор на договорной основе с проверяемой организацией просто откажется проводить аудит. А такое право — отказаться от проведения аудита или от выражения мнения — аудиторам дано Законом «Об аудиторской деятельности» (п. 4 ч. 1 ст. 13).

Важна дата аудиторского заключения, так как она ориентирует пользователей на то, что по состоянию на указанную дату аудитор учел произошедшие изменения в финансовом положении проверяемой организации, и эти изменения не повлияли на его мнение о достоверности отчетности.

Ответственность за отсутствие обязательного аудита

Прямая ответственность за непроведение обязательного аудита в законодательстве отсутствует. Однако на основании пп. 5 п. 1 ст.

23 НК РФ на налогоплательщиков возложена обязанность представления в налоговые органы отчетности, составленной в соответствии с Законом «О бухгалтерском учете».

Поэтому АУ, подпадающие под критерии обязательного аудита, могут оштрафовать согласно п. 1 ст. 126 НК РФ за непредставление документов, предусмотренных кодексом, на сумму 50 руб.

Также в соответствии с ч. 1 ст. 15.6 КоАП РФ за непредставление сведений, необходимых для осуществления налогового контроля, на руководителя АУ может быть наложен штраф в размере от 300 до 500 руб.

Примечание. В настоящее время применяемые санкции за непроведение обязательного аудита очень незначительны, и решение о проведении будет, скорее, «политическим».

Крупному автономному учреждению несолидно не иметь проаудированной отчетности. А вот мелкие АУ, для которых сама сумма вознаграждения аудитору за проведение проверки составляет один порядок с суммой доходов от коммерческой деятельности, могут пока решить «сэкономить».

И в заключение об обозначившихся ближайших перспективах в области аудита. Комитет Государственной Думы РФ по собственности планирует внести в Госдуму законопроект об изменении финансовых показателей организаций, подлежащих обязательному аудиту.

Предлагается освободить от обязательного аудита организации с выручкой до 400 млн руб. в год и суммой активов до 160 млн руб.

Цель этой законодательной инициативы — снизить бремя расходов организаций, финансовое положение которых может быть заметно ухудшено расходами на аудиторскую проверку.

Источник: http://www.mosbuhuslugi.ru/material/obyazatelnyi-audut-avtonomnyh

Если автономное учреждение решило провести аудит — Audit-it.ru

Обязательный аудит автономных учреждений

Автор И. Е. Иванова

Журнал «Руководитель автономного учреждения» № 11/2016

Может ли АУ заключить договор на проведение инициативного аудита с индивидуальным аудитором? Будет ли выдано аудиторское заключение, если АУ намерено провести аудит только налоговой отчетности?

Вопрос

Может ли автономное учреждение заключить договор на оказание аудиторских услуг (проведение инициативного аудита) с индивидуальным аудитором? Если да, то вправе ли последний подписывать аудиторское заключение?

Аудиторская деятельность (аудиторские услуги) – деятельность по проведению аудита и оказанию сопутствующих ему услуг, осуществляемая аудиторскими организациями, индивидуальными аудиторами (ч. 2 ст. 1 Федерального закона от 30.12.2008 № 307-ФЗ «Об аудиторской деятельности» (далее – Закон № 307-ФЗ)). Часть 3 его ст.

5 предусматривает лишь одно исключение относительно круга лиц, осуществляющих подобные независимые проверки: если необходимо провести обязательный аудит бухгалтерской (финансовой) отчетности организаций, ценные бумаги которых допущены к организованным торгам, иных кредитных и страховых организаций, негосударственных пенсионных фондов, организаций, в уставных (складочных) капиталах которых доля государственной собственности составляет не менее 25%, государственных корпораций, государственных компаний, публично-правовых компаний, а также бухгалтерской (финансовой) отчетности, включаемой в проспект ценных бумаг, и консолидированной финансовой отчетности, в этих случаях аудит проводится только аудиторскими организациями.

Требования к форме, содержанию, порядку подписания и представления аудиторского заключения устанавливаются стандартами аудиторской деятельности (ч. 3 ст. 6 Закона № 307-ФЗ). В частности, в п. 22 ФСАД 1/2010[1] сказано, что заключение подписывается:

  • руководителем аудиторской организации или уполномоченным им лицом, имеющим квалификационный аттестат аудитора. Подпись должна включать наименование аудиторской организации, должность, фамилию и инициалы лица, подписавшего данное заключение;
  • индивидуальным аудитором – подпись должна включать его фамилию и инициалы.

Таким образом, автономное учреждение может заключить договор на оказание аудиторских услуг с индивидуальным аудитором, который и подпишет аудиторское заключение для АУ.

При этом при заключении указанного договора учреждению целесообразно проверить, является ли аудиторская организация, индивидуальный аудитор членом саморегулируемой организации аудиторов (на дату заключения договора).

Соответствующий реестр опубликован на сайте Минфина[2].

Вопрос

Можно ли затраты на проведение инициативного аудита включить в состав расходов при определении облагаемой базы по налогу на прибыль?

Из анализа норм Закона № 307-ФЗ следует, что наряду с обязательным аудитом (проводится в случаях, указанных в ст. 5 Закона № 307-ФЗ) субъекты хозяйственной деятельности вправе проводить аудит по своей инициативе (инициативный аудит).

В свою очередь, согласно пп. 17 п. 1 ст. 264 НК РФ к прочим расходам, связанным с производством и реализацией, относятся расходы налогоплательщика на аудиторские услуги.

То есть АУ вправе включить в состав расходов при определении облагаемой базы по налогу на прибыль затраты на проведение инициативного аудита – при условии, что такие затраты экономически оправданны и документально подтверждены (п. 1 ст. 252 НК РФ).

Вопрос

Автономное учреждение решило провести аудит налоговой отчетности за 2016 год. Будет ли выдано аудиторское заключение по этой отчетности?

Требования к порядку проведения аудиторской организацией, индивидуальным аудитором аудита отчетности, содержащей систематизированную по специальным правилам финансовую информацию с соответствующими пояснениями и раскрытием наиболее важных способов ее составления, определены ФСАД 8/2011[3]. В силу пп. «а» его п. 2 данный стандарт применяется при проведении аудита отчетности, составленной по специальным правилам, в частности, по правилам налогового учета.

В ходе независимой проверки аудитор должен выявить, не противоречат ли специальные правила составления отчетности установленным правилам составления бухгалтерской (финансовой) отчетности.

Если аудитор обнаруживает такое противоречие, ему необходимо определить, раскрыто ли оно должным образом в отчетности, составленной по специальным правилам.

Если же указанное противоречие должным образом не раскрыто, аудитору нужно модифицировать свое мнение в аудиторском заключении (п. 4 ФСАД 8/2011).

К сведению

В аудиторском заключении может быть выражено немодифицированное или модифицированное мнение о достоверности отчетности.

Аудитор должен выразить немодифицированное мнение в случае, когда он приходит к выводу, что отчетность отражает достоверно во всех существенных аспектах финансовое положение аудируемого лица и результаты его финансовой деятельности в соответствии с правилами составления отчетности.

Иными словами, аудируемое лицо (в данном случае автономное учреждение) вправе получить от аудиторской организации, индивидуального аудитора аудиторское заключение об отчетности, составленной по специальным правилам, в срок, установленный договором оказания аудиторских услуг.

Отметим, что в такое заключение об отчетности, составленной по специальным правилам, должна входить привлекающая внимание часть, содержащая указание на то, что отчетность составлена в соответствии со специальными правилами и, следовательно, может быть неприменима для использования в иных целях (п. 10 ФСАД 8/2011).

Вопрос

Автономное учреждение провело инициативный аудит бухгалтерской отчетности за 2015 год в октябре 2016 года. Возникает ли обязанность по регистрации данного действия в Едином федеральном реестре сведений о фактах деятельности юридических лиц[4] (далее – ЕФРСФД ЮЛ)? Решение о проведении аудита принял руководитель АУ, расходы на обозначенное мероприятие учтены при налогообложении прибыли, полученной от платной деятельности

В силу ч. 6 ст. 5 Закона № 307-ФЗ (введена Федеральным законом от 03.07.2016 № 360-ФЗ) сведения о результатах обязательного аудита подлежат внесению в ЕФРСФД ЮЛ заказчиком аудита. При этом в сообщении должны быть указаны:

  • аудируемое лицо и идентифицирующие его данные (ИНН, ОГРН, СНИЛС при их наличии);
  • наименование (фамилия, имя, отчество) аудитора, идентифицирующие его данные (ИНН, ОГРН (для юридических лиц), СНИЛС при их наличии);
  • перечень бухгалтерской (финансовой) отчетности, в отношении которой проводился аудит, период, за который она составлена;
  • дата аудиторского заключения о бухгалтерской (финансовой) отчетности аудируемого лица;
  • мнение аудиторской организации, индивидуального аудитора о достоверности бухгалтерской (финансовой) отчетности аудируемого лица с указанием обстоятельств, которые оказывают или могут оказать существенное влияние на достоверность такой отчетности.

Исключение из этого правила – сведения, составляющие государственную или коммерческую тайну, и иные случаи, установленные федеральным законом.

Данная поправка вступила в силу 1 октября 2016 года и ее действие распространяется на все организации, подлежащие обязательному аудиту. Перечень случаев, когда проведение аудиторской проверки обязательно, утвержден ч. 1 ст. 5 Закона № 307-ФЗ. Что касается аудита бухгалтерской отчетности автономного учреждения, действующим законодательством такая обязанность не предусмотрена.

В то же время требование об обязательном проведении аудита годовой бухгалтерской отчетности может быть установлено решением наблюдательного совета автономного учреждения. В силу п. 12 ч. 1 ст. 11 Федерального закона от 03.11.

2006 № 174-ФЗ «Об автономных учреждениях» (далее – Закон № 174-ФЗ) наблюдательный совет АУ рассматривает вопросы проведения аудита годовой бухгалтерской отчетности автономного учреждения и утверждения аудиторской организации.

Данные решения совета обязательны для исполнения руководителем АУ.

Однако проведение обязательного аудита в соответствии с Законом № 307-ФЗ и на основании Закона № 174-ФЗ – не одно и то же. Поэтому с учетом сказанного считаем, что у заказчика аудиторских услуг (автономного учреждения) не возникает обязанность по регистрации названного действия в ЕФРСФД ЮЛ.

Вопрос

Каков срок хранения аудиторского заключения?

Согласно ч. 1 ст. 29 Федерального закона от 06.12.

2011 № 402-ФЗ «О бухгалтерском учете» первичные учетные документы, регистры бухгалтерского учета, бухгалтерская (финансовая) отчетность, аудиторские заключения о ней подлежат хранению экономическим субъектом в течение сроков, устанавливаемых в соответствии с правилами организации государственного архивного дела, но не менее пяти лет после отчетного года.

Перечень типовых управленческих архивных документов, образующихся в процессе деятельности государственных органов, органов местного самоуправления и организаций, с указанием сроков хранения утвержден Приказом Минкультуры РФ от 25.08.2010 № 558. В силу п. 408 данного перечня аудиторское заключение по годовой бухгалтерской (финансовой) отчетности подлежит постоянному хранению.

Источник: https://www.audit-it.ru/articles/audit/a105/890606.html

Рука правосудия
Добавить комментарий